Мария Гусарова, РАПСИ

 

Особенности применения на практике российского избирательного законодательства, регулярно изменяемого и дополняемого, заставили озаботиться этим вопросом и судебную власть - впервые пленум Верховного суда (ВС) РФ поставил на обсуждение вопрос о том, как вести себя в том или ином случае российским судам, буквально засыпаемым жалобами во время каждой предвыборной кампании, да и после нее.

Соответствующие рекомендации объединены в проекте постановления пленума "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Документ в настоящее время окончательно не утвержден и находится на доработке у редакционной комиссии. Но основные его положения уже миновали стадии сбора основных предложений и обсуждения, прошедшего в Москве в четверг, за три дня до единого дня голосования, в который гражданам предстоит выбрать местные законодательные собрания в 12 регионах.

Своевременный документ

Большое удивление докладчика по постановлению - судьи ВС РФ Валентина Пирожкова вызвал тот факт, что, несмотря на разосланное всем лидерам всех отечественных партий предложение подключиться к обсуждению проекта постановления, реакция поступила лишь от ЛДПР.

"Да и то накануне сегодняшнего обсуждения", - посетовал Пирожков, отметив, что самыми активными участниками избирательного процесса является не кто иной, как действующие партии и, соответственно, их лидеры.

Зато свои предложения прислали все заинтересованные российские ведомства, две трети российских судов, а глава Центризбиркома РФ Владимир Чуров в четверг лично приехал поделиться своим мнением по поводу принимаемого документа.

"Обсуждаемый проект имеет ключевое значение для избирательных комиссий всех уровней. И хотя реальное количество оспариваемых в судах действий избирательных комиссий составляет долю процента от общего их числа, мы не можем исключать, что в процессе применения норм избирательного законодательства любое действие или решение может стать основанием для обращения в суд", - сказал Чуров, отметив важность принятия документа в преддверии федеральных выборов 2011-2012 годов.

В 45 пунктах документа разработчики постарались затронуть все возможные ситуации, с которыми сталкиваются суды. В результате, как полагает Чуров, приведенный в самом начале проекта перечень законов и нормативно-правовых актив, коими надлежит руководствоваться судьям, включает в себя даже излишние. По мнению главы ЦИК РФ, служителям правосудия стоит осторожнее пользоваться нормами международного права, которые перечислены в проекте и на которые могут ссылаться заявители.

Он пояснил, что помимо того, что некоторые такие нормы носят рекомендательный характер, не являясь обязательными для России, избирательное право других стран, на которое могут быть ссылки в таких процессах, имеет значительные различия с отечественным.

Избирать и быть избранным

Проект подробно прописывает подсудности каждого обращения граждан или объединений, напоминая, например, что права рассматривать дела о защите прав избирателей лишены мировые суды.

Также ВС РФ расписал, что относится к действиям и бездействиям избиркомов, кто и по каким вопросам может подавать жалобы в рамках процесса выборов, и отметил, что в период избирательной кампании обращения нужно рассматривать максимум за десять дней. Суд также напомнил о правах граждан избирать и быть избранными.

Так, в частности, случайно постиранный паспорт, отданный на замену, совершенно не лишает человека никакого избирательного права. При этом для реализации активного избирательного права (избирать) весьма желательно жить там, где планируешь голосовать. А пассивное избирательное право (быть избранным), в свою очередь, не связанно с тем, где конкретно россиянин проживает.

При этом тот факт, что субъективным избирательным правом, куда входят оба вышеуказанных, в РФ обладают взрослые, дееспособные граждане, совершенно не исключает из избирательного процесса несовершеннолетних россиян.

Как установил ВС РФ, дети избирателей вполне могут стать инструментом в руках нечестных агитаторов. Поэтому в постановлении пленума рекомендуется учитывать, что подарки для малышей или школьников, содержащие агитационные материалы, вполне могут считаться российскими судами попыткой подкупа избирателей, потому что получение даров детьми вряд ли останется незамеченным их родителями.

Агитплакат или объявление?

Кроме того, высший суд призывает судей тщательнее разбираться в делах о нарушениях в информобеспечении выборов и не путать информирование с агитацией.

Как полагает ВС РФ, отличие информирования от агитации заключается в том, что оно не имеет цели побудить голосовать за определенного кандидата или против него. Более дотошный подход к жалобам на агитацию заставит суды изучать каждую ситуацию отдельно, выясняя, что за СМИ дало информацию, насколько широко тиражировалось сообщение, как сильно оно могло повлиять на избирателей и иные конкретные обстоятельства.

Многое в таких ситуациях зависит и от самих журналистов, их объективности, достоверности распространяемых сведений, выделения в своих материалах площадки для всех сторон избирательного процесса, уверены в Верховном суде РФ.

При этом ВС РФ призывает судей в регионах не ограничивать СМИ в праве высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу избирательной кампании, "но только за пределами информационных блоков".

Нарушения в сфере информирования избирателей чреваты привлечением к административной ответственности по ряду статей КоАП РФ, санкции которых предусматривают штрафы, в отдельных случаях достигающие 100 тысяч рублей.