МОСКВА, 5 мая - РАПСИ. Максимально суровое наказание - пожизненное лишение свободы - попросило гособвинение для Никиты Тихонова, признанного коллегией присяжных виновным в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.

Соучастницу преступления гражданскую жену Тихонова Евгению Хасис - прокуратура предлагает приговорить к 20 годам колонии.

Оглашение приговора назначено на пятницу. Участники процесса убеждены, что приговор будет обвинительным, и защита подсудимых еще до решения суда заявила о намерении его обжаловать.

Без снисхождения

Маркелов и Бабурова были застрелены 19 января 2009 года в Москве на улице Пречистенка сразу после пресс-конференции адвоката. По обвинению в совершении убийства на скамье подсудимых Мосгорсуда находятся один из основателей журнала "Русский образ" Никита Тихонов и активистка правозащитной организации "Русский вердикт" Евгения Хасис.

Коллегия присяжных большинством голосов признала их виновными в убийстве Маркелова и незаконном обороте оружия. Тихонов также признан виновным в убийстве Бабуровой и использовании поддельных документов. Ни по одному из эпизодов коллегия не сочла подсудимых заслуживающими снисхождения.

Прокурор Борис Локтионов в своем выступлении на обсуждении последствий вердикта заявил, что подсудимые совершили циничное, общественно опасное преступление и намеревались продолжать свою противозаконную деятельность. Он также обратил внимание суда на необходимость учесть мнение коллегии присяжных, которая сочла подсудимых не заслуживающими снисхождения.

"Необходимо восстановить социальную справедливость", - заявил гособвинитель, назвав наказание, которое считает справедливым для Тихонова и Хасис.

Родители журналистки Бабуровой и представитель семьи Маркеловых Роман Карпинский поддержали позицию гособвинения. "Мои доверители полагают, что и Тихонову и Хасис должно быть вынесено максимально суровое наказание", - сказал Карпинский.

Сторона обвинения обосновала свою позицию исключительно вердиктом коллегии присяжных. В то же время, оглашенные на заседании в характеризующих документах отзывы о подсудимых в целом положительные. Так, деканат исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова охарактеризовал Тихонова как доброжелательного и общительного студента. В свою очередь психологи отметили лидерские качества обвиняемых, их упрямство и стремление к отстаиванию своей правоты.

Начать заново

Сторона защиты отказалась предоставить какие-либо документы, характеризующие личности подсудимых, а сами Тихонов и Хасис не воспользовались своим правом выступить с "последним словом", заявив о недоверии к суду.

"Что я хочу сказать людям, я скажу в другом месте и в другое время", - туманно пояснила Хасис, а на одном из предшествующих заседаний она обещала "сказать свое слово" спустя пять лет.

Позиция защиты подсудимых состоит в том, что вердикт присяжных был вынесен незаконно: под давлением и перевесом всего в один голос, - и как таковой он подлежит отмене. Адвокат Тихонова Александр Васильев заявил ходатайство о роспуске коллегии присяжных, отмене вердикта и рассмотрении дела в новом составе.

"У суда нет иного выхода, кроме как воспользоваться частью 5 статьи 348 УПК: распустить коллегию присяжных и отправить дело на новое рассмотрение, чтобы в конечном счете получить по делу законный и легитимный вердикт", - сказал Васильев.

Сторона обвинения нашла позицию защиты безосновательной. Суд же в приговоре даст оценку заявленному ходатайству.

Премия для неимущих

Отдельно на заседании обсудили материальные претензии родителей убитой журналистки к подсудимым. Эдуард и Лариса Бабуровы просят суд взыскать с Тихонова 5 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда и 40 тысяч рублей компенсации затрат на их участие в судебном процессе, пояснив, что эти деньги уйдут на благотворительность.

Лариса Бабурова отметила, что ей "не нужны деньги от убийц", и все средства пойдут на создание фонда для поддержки "неимущих студентов" имени их дочери. Также мать погибшей уличила подсудимых в циничном отношении к совершенному и предположила, что денежный штраф сможет повлиять на них и заставить "хоть в чем-то раскаяться".

Тихонов возражал против удовлетворения иска. "Поскольку я не убивал Бабурову и Маркелова, я возражаю против удовлетворения иска. А также потому, что мне грозит многолетнее заключение, у меня нет собственности, и мне просто нечем платить", - сказал подсудимый.

Приговор - еще не финал дела

Председательствующий по делу назначил оглашение приговора на пятницу, 6 мая. В тексте приговора, который предстоит вынести на основании вердикта присяжных, суд не имеет права анализировать доказательства по делу.

Вместе с тем, статья 348 УПК РФ дает судье право вынести оправдательный приговор, даже если присяжные вынесли обвинительный вердикт.

"Обвинительный вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. Если председательствующий признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления, то он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания", - гласит закон.

Однако участники процесса убеждены в том, что приговор будет обвинительным, а интрига сохраняется лишь в наказании, которое назначит суд для Тихонова и Хасис. Сторона защиты подсудимых, в частности, уже накануне приговора заявила о намерении его обжаловать.