Сто лет назад в юридической печати обсуждался вопрос – не ужесточить ли 4-хмесячное наказание за ДТП со смертельным исходом, а также рассматривалась дилемма об ответственности за публикацию порочащих сведений в СМИ.
Также в номере – нападение собак, суд над священником, голодовка в тюрьме. РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе август 1913 года.
5 августа*
ПЕТЕРБУРГ. Министр торговли и промышленности внес в Совет Министров представление об издании новых правил о разведке и разработке драгоценных и цветных камней. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13686)
МИНСК. Судебные известия. Прокурорским надзором назначено следствие над ксендзом Вылежинским по делу о совращении из православия и незаконном совершении им над православными католических обрядов. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13686)
ПОЛТАВА. В город прибыл помощник начальника главного тюремного управления для ревизии подведомственных учреждений. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13686)
6 августа
Нападение собаки. В канцелярию явился студент варшавского университета Софонов, проживающий на Ильинской улице и заявил, что на него во дворе дома Панькина на городском выгоне набросилась собака и укусила в правую ногу. Собака подвергнута медицинскому освидетельствованию. (Биржевые ведомости. Утренний выпуск. №13688)
Антисанитария. Нас просят отметить, что на Троицком тракте, у самых ворот заимки Лошкарева, навалены целые холмы навоза и стоит громадная, в несколько десятков квадратных сажен, издающая отвратительный запах лужа навозной жижи. Здесь же рядом находится бойня Лошкарева, и мириады насекомых, кочующих с бойни в лужу и обратно. При возникновении эпидемии они могут сослужить скверную службу и городу, и бойням. (Голос Приуралья)
Проезд экскурсантов. 1 августа с поездом №3 проследовали гимназисты и реалисты Варшавского учебного округа, ездившие в образовательную экскурсию в Японию. Учащихся сопровождает директор и педагогический персонал. (Голос Приуралья)
7 августа
К падению благосостояния казачества. Одной из главных причин упадка благосостояния казачества, по мнению казачьего отдела главного штаба, явилось значительное уменьшение душевых наделов казаков против установленной нормы в 30 десятин. Потому военное ведомство решило в первую очередь приступить к землеустроительным работам в казачьих областях и увеличить душевые наделы путем прирезки дополнительных участков из войсковых запасных земель. (Голос Приуралья)
Кубанские казаки в конце XIX века /// РИА Новости
Кража велосипеда. Челябинский мещанин В. Бухарин заявил в Никольскую поселковую часть, что от его лавки на Шоссейной улице неизвестно кем угнан велосипед фабрики "Росси" черного цвета. (Голос Приуралья)
8 августа
В псковской каторжной тюрьме объявили голодовку 20 заключенных, требуя освобождения из карцера заключенного Терещенкова, посаженного в карцер на месяц за то, что он не снял шапки перед начальством. Тюрьму посетил товарищ прокурора, которому заключенные заявили, что Терещенков с небольшими перерывами провел в карцере около четырех месяцев и в настоящее время совершенно болен. Кроме того, заключенные указывали на широкое применение наказания карцером за малейшую провинность. После этого в тюрьму прибыли губернатор, прокурор, врачебный персонал. Губернатор заявил заключенным, что, по удостоверению четырех врачей, Терещенков совершенно здоров. На следующий день к голодовке присоединились еще 29 человек. (Право. Еженедельная юридическая газета)
В Омске в выездной сессии судебной палаты рассмотрено дело по обвинению всего бывшего состава семипалатинской полиции во главе с полицеймейстером Карамышевым в истязании арестованных с целью получить от них сознаний в возводимых обвинениях. Установленные судебным следствием сцены избиений поражают своей жестокостью. Арестованным приставляли револьверы к горлу и к голове, избивали их тяжелыми предметами. Судебная палата признала всех обвиняемых виновными и приговорила к лишению особых прав и преимуществ и к отдаче на разные сроки в исправительные арестантские отделения, в том числе Карамышева – на полтора года. (Право. Еженедельная юридическая газета)
9 августа
Сенат приказал возбудить дисциплинарное производство против сессии Либавского окружного суда за "допущение этим составом суда превышения власти, которое выразилось в том, что суд, вопреки требованию закона, приговорил некоего Сербина, обвинявшегося в убийстве жены, только к 4 годам каторжных работ". (Право. Еженедельная юридическая газета)
Статистика за прошлые годы. С 1 сентября 1911 года по 1 сентября 1912, по газетным сообщениям, которые не могут претендовать на исчерпывающую полноту, военно-окружными судами вынесено в разных городах России 280 смертных приговоров против 255 приговоров, вынесенных с 1 сентября 1910 года по 1 сентября 1911 года.
Еще в большей прогрессии возросло за последний год число казней. Так, с 1 сентября 1911 по 1 сентября 1912 казнено 105 человек. За это же время с 1 сентября 1910 по 1 сентября 1911 казнено было 47 человек. (Право. Еженедельная юридическая газета)
10 августа
Из иностранной юридической жизни. Германия. Истец – чиновник страхового учреждения в небольшом провинциальном городке. Ответчик – редактор местной газеты. Уголовный суд уже признал его виновным в причинении посредством двух газетных статей телесного повреждения в идеальной совокупности с оскорблением. Но дело этим не ограничилось.
Потрясенный возведенными на него несправедливыми обвинениями, истец потерял нормальную трудоспособность и счел себя вынужденным подать в отставку. Все убытки он просил взыскать с ответчика, в частности, разницу между жалованием и пенсией. За 3 года – с момента увольнения до момента подачи иска.
Его иск был удовлетворен. Мотивы:
Тот, кто причинил вред, должен его возместить. Повреждение здоровья не обязательно должно быть связано с физическим воздействием. "Оно вызывается также страхом и другими душевными движениями, а средством для этого может, в частности, явиться между прочим и газетная статья". Редактор сделал это специально. "Между тем, каждый здравомыслящий человек должен понимать, что сообщение такого характера должны вызвать сенсационные расследования и толки, которые могут отразиться на душевном состоянии затрагиваемого лица и заключают, стало быть, в себе момент угрозы для его здоровья. Когда же этот результат действительно наступает, то предшествовавшие ему обстоятельства должны быть рассматриваемы как причина. Не все люди, конечно, одинаково чувствительны. И на многих других газетная статья, быть может, не произвела бы такого впечатления. Но примеры, когда позорящие человека упреки настолько его возбуждают, что это влечет за собой существенный вред для здоровья, совсем уже не редкость. А данный случай осложняется еще и тем, что, как это известно, ответчику уже первая статья повлекла за собой аналогичные, хотя и не столь сильные последствия. Естественно было ожидать, что эффект дальнейших нападок окажется еще более разрушительным.
Конечно, далеко не все газетные статьи, заключающие в себе подобную опасность, могут быть квалифицируемы как противоправные. Представляющие всеобщий интерес сообщения, как, скажем, военные или биржевые известия, несомненно, должны быть публикуемы, каким бы вредом здоровью обширной даже группы лиц не угрожало порождаемое ими возбуждение. Но в настоящем случае речь идет о чисто личной кампании против истца. С объективной стороны направленные на него упреки, безусловно, необоснованны. Ответчик не по неосторожности представил факты в ложном свете, самых поверхностных справок достаточно было для того, чтобы выяснить действительное положение дел. Ответчик, как следует из всех обстоятельств дела и из формы статей, задался целью причинить истцу боль. Двигателем его поступков являлось чувство личной вражды. О целях общественного служения не может быть и речи. (Право. Еженедельная юридическая газета)
11 августа
В Вильне присяжные подали министру юстиции заявление, что государство должно изменить порядок надзора полиции для лиц, отбывающих наказание за уголовные преступления.
Подано это прошение было при следующих обстоятельствах. На сессию окружного суда были назначены преимущественно арестантские дела. Присяжным заседателям пришлось судить лиц, уже несколько раз судимых за кражи, лишенных прав, и перед тем, как вновь попасть на скамью подсудимых, находившихся под надзором полиции. По нескольким делам присяжные вынесли оправдательные вердикты, несмотря на то, что подсудимые признавали себя виновными. В остальных случаях они старались свести суровое наказание, грозившее подсудимым как рецидивистам, до минимума: отвергали взлом в тех случаях, когда он был вполне доказан, давали снисхождение, признавали стоимость краденого минимальной и в каждый вердикт включали положение, что преступление совершено по нужде. Председательствующие нервничали, произносили вместо разъяснительных обвинительные речи… разбор дел затягивался до 3 часов ночи. В последний день сессии перед удалением присяжных в совещательную комнату судья отметил их снисходительное отношение к подсудимым.
Присяжные передали ему заявление, прося перенаправить к министру юстиции. Там говорилось, что большое влияние на увеличение числа рецидивов оказывают условия полицейского надзора – после исправительных учреждений арестантов переводят в небольшие уездные города, где они не могут найти никакой работы. "Вот они и совершают новые кражи и опять попадают на скамью подсудимых. Это обстоятельство оказывает сильное давление на совесть присяжных заседателей при решении дела. (Право. Еженедельная юридическая газета)
Минюстом возбужден вопрос о повышении наказания за неосторожную езду на автомобилях, имеющую последствием увечья. Минюст считает справедливым повысить установленную статьей 1466 меру наказания – четырехмесячное тюремное заключение, - для случаев причинения смерти при автомобильном движении до восьми месяцев тюремного заключения с предоставлением суду права лишать виноватых права быть допущенными к управлению автомобилями на определенный срок или навсегда. Кроме того, имеется в виду установить во всех судах внеочередное разбирательство дел о неосторожном лишении жизни или увечья при автомобильном движении.
Подготовила Анна Шубина
* даты даны по старому стилю