Сто лет назад в Российской Империи обсуждался законопроект о борьбе с хулиганством и пьянством, предлагавший вернуть телесные наказания – розги. В Санкт-Петербурге тем временем готовилось к слушанию дело религиозной секты, последователи которой умирали от вынужденных постов, предварительно завещав свое имущество ее руководительнице. В Каменец-Подольске судья отправил под арест всю городскую администрацию за то, что чиновники не следили за состоянием дорог.

За границей также не было недостатка в интересных судебных делах – в Англии актриса судилась с лордом за нарушение обещания жениться, а в Турции суд приговорил 12 бунтовщиков в смертной казни за попытку смены власти.

РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе июнь 1913 года.

18 июня *

Двенадцать казней (от нашего константинопольского корреспондента). Лунная, тихая ночь. Мертвая тишина в оживленном постоянно Стамбуле. Никого на улицах. Лишь усиленные патрули и полицейские пытливо всматриваются в лица случайных проезжающих. В эту ночь должно быть повешено 12 человек, поставивших своей задачей избавить их несчастную родину от тех, кто, по их мнению, погубил, разорил страну.

На площади 12 виселиц, вокруг них копошатся люди, делают последние приготовления.

Выводят первого. Это – капитан Киазим-бей, в белой рубахе, руки связаны за спиной. Ровной, спокойной походкой проходит он к месту казни. Начинается чтение обвинительного приговора. При упоминании имен вожаков комитета «Единение и прогресс» Киазим громко их проклинает. Чтение окончено. Он поднимается на стол и кричит:

- Братья! И это справедливость? Киазим умирает, но сотни Киазимов родятся и отомстят.

В этот момент выдвигают из-под его ног стол и тело, стремительно опустившись вниз, раскачивается в разные стороны…

Дело сделано. Справедливость торжествует.

Затем на виселицу следуют остальные. С величественным спокойствием, с хладнокровием они шли на виселицу, слегка наклонив головы, мимо уже повешенных товарищей. (Русское слово. №139)

Убранство храма святой Софии в Константинополе (современный Стамбул) /// РИА Новости

Поджоги на бойнях. Вчера на городских бойнях был подожжен канатный сарай. Пожар удалось прекратить в самом начале. Это уже четвертый пожар на бойнях за этот месяц. Выяснилось, что все поджоги устроил ламповщик при городских бойнях крестьянин М.С. Сергевнин 19 лет. На допросе он пояснил, что поджигал "потехи ради" и назвал соучастника. Оба арестованы и переданы в распоряжение судебной власти. (Русское слово. №139)


19 июня

КАМЕНЕЦК-ПОДОЛЬСК. Весь состав городской управы приговорен мировым судьей к аресту на два дня за неисправность мостовых. (Русское слово. №140)

КИЕВ. Сегодня в военно-окружном суде при закрытых дверях слушалось дело рядового Мельникова, застрелившего в казармах унтер-офицера Огиренко и затем, при преследовании ранившего штабс-капитана своей роты Отоцкого и городового Романюка.

Мельников доставлен в суд больным, поэтому ему разрешили давать показания сидя.

Суд приговорил его к смертной казни через расстреляние. (Русское слово. №140)

ОДЕССА. Невинно-осужденный. Сошел с ума недавно освобожденный из тюрьмы чиновник таможни Гейсман.

Как мы уже сообщали, освобождение Гейсмана было вызвано открывшимися в его деле новыми обстоятельствами, после чего было окончательно установлено, что он был невинно осужден по обвинению в краже казенных денег. (Русское слово. №140)

Восстановление розги. Правые внесли в Думу законопроект о борьбе с хулиганством в деревне. Составитель проекта предлагают такие меры: реорганизовать казенные винные лавки; в школах должно быть установлено религиозное воспитание и введена строгая дисциплина; антинациональная и безрелигиозная печать должна быть обуздана, должны быть приняты меры против ее проникновения в народные массы.

Кроме того, авторы проекта предлагают и меры карательные: за появление в пьяном виде на улице или в обществе виновный подлежит наказанию в повышенном размере. Для крестьян возобновляется наказание розгами – за нарушение тишины и спокойствия от 3 до 7 ударов, за появление в пьяном виде вблизи храма – от 10 до 20 ударов, за оскорбление окружающих словом или действием – от 7 до 15 ударов. (Русское слово. №140)

Суды чести. По морскому ведомству опубликовано новое положение о судах чести. Суды чести учреждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблести офицерского звания. На них возлагается рассмотрение проступков и разбор ссор в офицерской среде. Суду чести подлежат обер-офицеры и штаб-офицеры за исключением командиров судов первого и второго рангов, начальников отдельных частей и командующих морскими силами. (Русское слово. №140)


20 июня

СЕВАСТОПОЛЬ. В морском суде слушалось дело кондуктора броненосца "Иоанн Златоуст" Пальчиковского, обвиняемого в присвоении денег матросов и вымогательстве.

Пальчиковский приговорен на два года в арестантских отделениях. (Русское слово. №141)

Жена ссыльного. Вчера ночью на Нижней Краснопрудной улице задержали крестьянку Ф.П. Челяневу, 30 лет, в то время, когда она пыталась подкинуть своего ребенка.

Челянева пояснила, что она – жена ссыльного, находится в настоящее время без работы, ей нечем накормить себя, некуда девать ребенка. Поэтому она и решила его подкинуть.

Челяневу как "не имеющую определенных занятий" препроводили в Бутырскую пересыльную тюрьму. Из тюрьмы ее отправят по этапу на родину. (Русское слово. №141)


21 июня

ЛОНДОН. Великосветский процесс. Процесс о нарушении обещания жениться, начатый актрисой Меркган против лорда Нортгемптона, закончился в суде мировой сделкой. Лорд обязался уплатить Меркган 50 тысяч фунтов стерлингов и покрыть судебные расходы. (Русское слово. №142)

ЯЛТА. Беспорядки в арестном доме. В местном арестном доме произошло волнение арестантов. Для усмирения пришлось вызвать наряд полиции.

Происшествие так сильно подействовало на заведующего арестным домом, что он скоропостижно скончался. (Русское слово. №142)

Предание суду городовых. Городовые 1 участка Пятницкой части Талыков и Подторыхин, сопровождая в Марьинский участок крестьянина И. Кирилина, "не имели за ним должного наблюдения", вследствии чего он скрылся.

Приказом по московскому градоначальству и столичной полиции они привлекаются к уголовной ответственности, а Талыков уволен со службы. (Русское слово. №142)

Репродукция фотографии "Городовой и солдат обыскивают прохожего". 1905 год.


22 июня

БАКУ. Дело социал-демократов. Тифлисская судебная палата в выездной сессии приговорила к 4 годам каторги Ковырякина за принадлежность к социал-демократической партии. (Русское слово. №143)

ГОМЕЛЬ. Дело сиониста. Выездной сессией могилевского окружного суда слушалось без присяжных дело некоего Эстрина, обвинявшегося в принадлежности к сионистской организации. Суд признал, что сионистская организация не преследует запрещенных целей и нашел Эстрина виновным только в том, что он не рассказал полиции об устройстве общества. В силу манифеста 21 февраля он освобожден от наказания. (Русское слово. №143)


23 июня

ЕКАТЕРИНОСЛАВ. Полицеймейстеру Филичкину, против которого возбуждено преследование за растрату, предлагают пост директора одного из банков взаимного кредита. (Русское слово. №144)

ПЕТЕРБУРГ. В ближайшее время начнется громкий судебный процесс Дарьи Смирновой, ее сына Петра Смирнова и крестьянина Дениса Шемитова. Дело возникло по жалобе пострадавших лиц, обобранных мошеннической организацией, действовавшей долгое время в Петербурге под видом религиозной секты.

Несколько лет назад Дарья Смирнова сделала заявление, что у нее было видение. После этого она начала пророчествовать, исцелять больных и творить всяческие чудеса. Деятельность ее перенеслась на Охту и тут она прочно обосновалась под именем «охтенской богородицы». Она устраивала радения с пением гимнов, кружением, самобичесванием. В число своих последователей она старалась вербовать людей более или менее состоятельных, от которых требовала, чтобы они жертвовали ей все свое имущество. Роль «царя Соломона» исполнял сын Смирновой, а роль "апостола" - ее сожитель Денис Шемитов.

Секта Смирновой быстро разрасталась. Стремясь держать в повиновении своих многочисленных сподвижников, она применяла различные виды наказаний: налагала посты, прибегала к побоям, а особо строптивые куда-то таинственно исчезали.

Установлено, что вступающие в секту должны были писать формальное завещание в пользу Смирновой на том основании, что написавший завещание на том свете получит царство небесное. Также с последователей взимались поборы под самыми различными предлогами. Однажды Смирнова объявила, что устроит в своем доме рай, где будут расти яблоки, дающие блаженство. Для этой цели со всех потребовали треть имущества. А отказавшимся грозили геенной огненной.

Таким путем ей удалось собрать огромные деньги. Она выстроила дом в Лесном, дом на большой Охте и т.д..

Несмотря на жалобы пострадавших, полиция долго не решалась арестовать Смирнову. Только обнаружив, что исчезнувшие сестры Зайцевы умерли от истощения после 40-дневного принудительного поста, наложенного на них Смирновой, а женщина, считающаяся умершей от холеры, на самом деле тоже скончалась от истощения после 25 дневного поста, - Смирнова, ее сын и «апостол» были арестованы. (Русское слово. №144)

Подготовила Анна Шубина

* все даты даны по старому стилю