РАПСИ продолжает знакомить вас с самыми значительными новостями российского правосудия столетней давности. В нашем сегодняшнем обзоре о том, как юридическая печать следила за громкими делами об убийствах, социал-демократах, побегах из тюрем, беспорядках на заводах; пацифиста приговорили к заключения за письмо к брату с просьбой не использовать оружие в армии, а полицейского – за попытку утихомирить разгулявшегося в ресторане судью.Также в это время в Госдуме говорили о каторге и осуждали несамостоятельность судов.

27 мая

Убийство Марианны Тиме (по телефону от нашего петербургского корреспондента)

Первый день процесса.

Сегодня в Санкт-петербургском окружном суде с участием присяжных заседателей началось слушанием громкое дело об убийстве Марианны Тиме.

В качестве обвиняемых привлечены двое молодых людей: служащий по министерству иностранных дел А.А. Долматов и бывший чиновник государственного банка В.В. барон фон Гейсмар.

По данным обвинительного акта, подсудимые случайно познакомили в Петербурге  с женою прапорщика запаса армии К.Ю. Тиме Марианной Людвиговной, сблизились с нею  и в одной из посещений, по предварительному уговору, убили ее заранее заготовленными кистенем и топориком. Убийцы думали ограбить жертву и тем поправить свои расстроенные широкой жизнью дела, но похитить удалось лишь кольцо, которое они продали за 145 рублей. В убийстве с корыстным умыслом подсудимые сознались. (Утро России)


28 мая

Речь депутата В.А. Маклакова в Государственной Думе: "Никто не обвиняет суды в корыстолюбии и небрежности. Их обвиняют в несамостоятельности; утрачена вера в то, что судебный приговор является независимым словом судейской совести. Даже в области гражданских дел в отдельных процессах возникает опасение за исход дела, ибо допускается возможность стороннего воздействия.

Печальное состояние русского правосудия является результатом общих условий государственного управления. … Министерство забывает, что колебля независимость судей, оно колеблет самую сущность суда, без которого не может существовать никакого государства; оно борется с независимостью сената, состоящего из высоких сановников, глубоко консервативных.

При таком курсе может наступить момент, когда правительство очутиться в трудном положении, и когда ему нужно будет обратиться к стране за сочувствием, то у него не будет уверенности, что страна пойдет с ним (Рукоплескания слева и частью в центре)". (Утро России. №121)

РИГА. Ужасы жизни. Сегодня в окружном суде слушалось дело о кровосмешении. 16-летняя дочь оренбургского крестьянина Прена была в преступной связи и с отцом, и со своим 18-летним братом, и родила от каждого по ребенку. За отсутствием улик старик Прен оправдан, его дочь приговорена на 5 месяцев, а брат ее на 8 месяцев в тюрьму. Наказание смягчено в виду крайнего неразвития обоих подсудимых. (Утро России. №121)


29 мая

АРХАНГЕЛЬСК. Дело толстовца. Толстовец-крестьянин Дьячкин судебной палатой приговорен к шести месяцам тюрьмы без зачета предварительного заключения за то, что написал брату, взятому в солдаты, письмо, убеждая его не брать в руки ружье, что тот и сделал, за что был приговорен на два года в дисциплинарный батальон. Дьячкин находится под арестом уже год. (Утро России. №122)

БАТУМ. По делу батумского комитета социал-демократической партии пять обвиняемых приговорены к ссылке. (Утро России. №122)



30 мая

Бюджетные прения в Государственной Думе. Смета по тюремной части. Смета министерства юстиции по тюремной части, исчисленная ведомством в 37 миллионов 242 тысячи 704 рубля, сокращена комиссией на 867 тысяч 130 рублей.

Докладчик указывает, что основанием сокращения послужил манифест об амнистии, после которого значительно уменьшилось число тюремных сидельцев.

Общая сумма сметы из года в год все возрастает, ибо, начиная с 1905 года, растет количество заключенных. Тюремное строительство за этим ростом не поспевает, тюрьмы чрезвычайно переполнены.

Социал-демократы и трудовики голосуют против сметы.

Докладчик отмечает, что если оппозиция остановится на решении голосовать против сметы, то арестантов из тюрем все равно не выпустят, а, так как денег на продовольствие не будет, то они умрут голодной смертью. (Аплодисменты справа)

Обсуждалась также идея выделения денег на курсы, где чины судебного ведомства могли бы изучать туземные и кавказские языки, чтобы общаться с населением на суде, не прибегая к услугам переводчиков. (Утро России. №123)

ЧИТА. Побег арестантов. С казаковских золотых промыслов бежало 34 арестанта, четверо пойманы, 1 убит. (Утро России. №123)

КИЕВ. Беспорядки на машинном заводе. На машинном заводе Веллера рабочие, недовольные мастером, вымазали ему лицо сажей, надели мешок и перебросили его через забор. Арестовано несколько рабочих. (Утро России. №123)

Совещание по делу Бейлиса. В редакции газеты "Земщина" состоялось совещание видных представителей правых организаций, членов Государственной Думы, принадлежащих к националистам и правым октябристам. Обсуждалось, что обвинительное заключение страдает недоговоренностью, нет определенных и ясных указаний на участие главных виновников преступления, еврейских духовных сфер. Предложили подать ходатайство о дополнительном следствии, которое должен вести следователь по важнейшим делам, а также о пересмотре заключений экспертов, рассматривавших вопросы о ритуальных убийствах. Ранее такое ходатайство подавалось, но получили ответ, что есть предписание поскорее покончить с этим делом, поэтому никаких отсрочек ждать нельзя.

Предложили рассматривать дело без присяжных, запретить печатать выдержки из обвинительного заключения, запретить критиковать и разбирать судебную экспертизу и вообще вопросы, связанные с этим делом. Наконец, решено просить, чтобы судебные отчеты об этом деле печатались в газетах после просмотра и с разрешения председателя суда. (Утро России. №123)


31 мая

Убийство Марианны Тиме. Вердикт присяжных. Присяжные заседатели совещались около 20 минут. Вердиктом оба подсудимых признаны виновными и убийстве с целью ограбления, версию о невменяемости они отвергли.
 
Подсудимые выслушали вердикт присяжных с внешней стороны спокойно. Долматов, очевидно, не понял, в чем дело. Переговорив о чем-то с Гейсмаром, они оба опускаются и несколько минут остаются неподвижными, затем они расцеловались и с улыбкой ушли из зала. 
 
Приговором суда Долматов присужден к 17 годам каторги, Гейсмар – к 15. (Утро России. №124)



1 июня

ЗЛАТОУСТ. Убийца бывшего депутата А.Ш. Сыртланова Шахалиев приговорен к 5 годам каторжных работ. (Утро России. №125)

СМОЛЕНСК. Кража бриллиантов с чудотворной иконы. Окружной суд приговорил крестьянина Ходоренко за кражу бриллиантов с чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии к 7 годам каторги. (Утро России. №125)

БУДАБЕШТ. Ответственность за оскорбление величества. Министр юстиции внес в палату депутатов законопроект об изменении статей уголовного уложения, касающихся оскорбления величества. Оскорбительные выражения о короле и оскорбительная критика его действий караются тюрьмой на срок до трех лет, организация движения, направленного на упразднение королевской власти, и публичные нападки на королевскую власть – тюрьмой до пяти лет.

Указывается, что суд присяжных не представляет никакой защиты в случае оскорбления величества, поэтому эти преступление предлагается изъять из компетенции суда присяжных и передать в ведение будапештской судебной палаты. (Утро России. №125)


 
2 июня

БАТУМ. Насилие над мировым судьей. В выездной сессии тифлисской судебной палаты слушалось дело бывшего полицеймейстера подполковника Панина, обвинявшегося в насилии над батумским мировым судьей Сабуровым.

Ночью 7 июня 1912 в ресторане коммерческого собрания по приказу Панина к Сабурову подошли полицейские, связали ему руки, а затем в сопровождении городовых он был отправлен на собственную квартиру.

Панин вину свою отрицал, объяснив, что считал судью буйствовавшим в ресторане и находящимся в припадке белой горячки. Большинство свидетелей дает показания в пользу Сабурова, отрицая факт буйства.

Судебная палата приговорила Панина к заключению в крепость на 8 месяцев. (Утро России. №126)