Сто лет назад депутат обиделся, что журналист озаглавил статью о нем "Шедевр холопской растерянности", а финских депутатов судили за нарушение закона о равноправии русских. Журналиста выслали из страны за пропаганду социализма с перспективой подготовки вооруженного восстания, зачинщикам забастовок запретили жить в столице и других крупных городах.

Помимо политических, печать сообщала и у многочисленных уголовных дела – в поезде Москва – Санкт-Петербург произошел взрыв, богатые землевладельцы в пьяном угаре сожгли музей и читальню, на дачу морского министра забрался неизвестный, в Киеве шла подготовка к рассмотрению дела Бейлиса.

РАПСИ продолжает знакомить вас с самыми значимыми и любопытными новостями российского правосудия столетней давности.

20 мая*

Взрыв в поезде. Накануне около 10 часов вечера ускоренный поезд №6, шедший из Москвы в Петербург, внезапно был остановлен близ станции Крюково. Приблизительно в это же время во втором от конца поезда вагоне 3-го класса произошел оглушительный взрыв. Один пассажир – крестьянин Иван Сипягин – тяжело ранен в шею. Два других пассажира – губернский секретарь Николай Холмин и Иван Никольский отделались незначительными поранениями рук и ног.

Пассажиры были обысканы членами жандармской полиции. Ни оружия, ни взрывчатых веществ ни у кого не обнаружено. На полу вагона нет никаких следов взрыва. Между тем, раненые и запах пороха в вагоне служат неоспоримым доказательством того, что взрыв был. Ведется энергичное расследование. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск")


21 мая

Сегодня забастовали после обеда рабочие (2500 человек) корабельной мастерской балтийского завода. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск")


22 мая

Судебные вести. В сенате рассмотрено дело чинов кавказской администрации, обвинявшихся в бездействии власти при попытке поймать легендарного Знлимхана и его шайку. Тифлисская судебная палата приговорила атамана кизлярского отдела войскового старшину Вербицкого, начальника участка Кизлярского округа Абдул-Кадарова и аксаевского старшину Шавалова к 1 году крепости каждого. На заседании Сената  некоторые из подсудимых ходатайствовали о вызове на допрос новых свидетелей. Ходатайство удовлетворено и дело слушанием отложено. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13560)

 

Здание Сената в Санкт-Петербурге // лучшее-в-петербурге.рф

В Сенате рассмотрено дело городского головы города Великий Устюг Тарутина, приговоренного московской судебной палатой за превышение власти, выразившееся в израсходовании городских сумм сверх утвержденной сметы, к замечанию и удовлетворению гражданского иска города в сумме 140 рублей. На этот приговор последовала жалоба городской думы, оставленная Ссенатом без последствий. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13560)

В саду дачи морского министра на Елагином острове городовой речной полиции Щелкунов задержал неизвестного мужчину. Личность задержанного не установлена. Неизвестна также цель, с какой он пробрался на дачу министра. Сам неизвестный говорит, что был пьян и не помнит, как попал на Елагин остров. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13560)


23 мая

Судебные вести. В Санкт-петербургском окружном суде назначено вчера к слушанию дело членов выборгского магистрата Пальмрота, Сандбека и Лукандера, обвиняемых в противодействии осуществлению закона о равноправии русских в Финляндии. Дело не могло быть заслушано в виду того, что один из обвиняемых оказался тяжко болен, и ему не был даже вручен обвинительный акт. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13562)

Вандализм. В Санкт-петербургском окружном суде слушалось дело богатых лиговских землевладельцев, братьев Ивана и Софрона Леонтьевых, сожительницы одного из них Васильевой и крестьянина Яковлева, обвинявшихся в поджоге лиговского городского училища и народной читальни. Подсудимые, проходя ночью после пьяной попойки мимо училища, забрались через открытое окно в здание и произвели там полный разгром, перепортили весьма ценные коллекции и кончили тем, что устроили на полу из книг костер.

Кроме того, Леонтьевы дозволили себе оскорбление Величества, разбив и попортив статую Государя Императора. Это преступление было выделено в отдельное производство, и Леонтьевы обвинялись только в поджоге. Так как главные зачинщики уже понесли наказание по делу об оскорблении Величества, присяжные вынесли всем подсудимым оправдательный вердикт. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13562)

В Санкт-петербургской судебной палате слушалось дело сотрудника газеты "Русское знамя" Еремченко-Полтавца, обвинявшегося в клевете членом Государственной Думы Пуришкевичем. Дело возникло из-за "Оды на смерть Столыпина", написанной Пуришкевичем. Ода эта побудила Еременко-Полтавца поместить в «Русском знамени» статью под названием "Шедевр холопской растерянности". В статье он заявлял, что при жизни С П-ч смешивал его с грязью, а после убийства премьера он спешит предъявить свой «желтый билет» заместителю С на посту председателя Совета министров. Суд приговорил Е-П к заключению в тюрьму на 6 месяцев. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13562)

Владимир Митрофанович Пуришкевич, член II, III и IV Думы // РИА Новости


25 мая

Дела печати. Под праздник Вознесения печать наша получила совсем не праздничные подарки. А именно:
Газета "Зауральский край" оштрафована на 500 рублей; редактор арестован и до утверждения нового издание приостановлено.

Еще серьезнее, с принципиальной точки зрения другая новость: из Манчжурии постановлено выслать сотрудника газеты "Луч" Т.М. Поторочина и двух его товарищей Клейна и Львова за распространение в крае газет, за организацию и руководство профессиональными сообществами, пропаганду идей социализма и т.д. вплоть до «подготовки в нужный момент вооруженного восстания». Еще до приведения этого постановления в исполнение Поторочин выехал за границу. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13564)

Дело Жеденева. В Санкт-петербургском окружном суде рассматривалось вчера дело бывшего чиновника градоначальства и редактора черносотенной газеты "Гроза" Н.Н. Жеденева. В качестве секретаря иоаннитского братства он подал жалобу на постановление Санкт-петербургского городского по делам об обществах и союзах присутствия, определившего это братство закрыть.

В этой жалобе Жеденев допустил ряд оскорбительных выражений по адресу градоначальника, которого он обвинял в "кощунственном покушении на святую церковь", выразившемся в разрешении баптистских собраний. Кроме того, жалоба содержала оскорбительные выражения и для других лиц из состава высших чинов полиции. Вместе с Жеденевым к ответственности был привлечен председатель иоанитского братства Б.А. Васильев, также подписавший жалобу. Суд приговорил обоих обвиняемых к аресту на две недели. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13564)


26 мая

В тюрьмах. Вчера освобождены из-под стражи 8 рабочих-башмачников, арестованных в начале мая в связи со сведениями полиции о готовящейся всеобщей забастовке сапожников. Всем освобожденным предписано в трехдневный срок покинуть Санкт-Петербург с воспрепятствованием правожительства в 58 пунктах Европейской России. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13566)

Мендель Бейлис // Еврейский обозреватель

КИЕВ. Дело Бейлиса. При утверждении обвинительного акта Бейлиса несколько членов уголовного департамента остались, как передают, при особом мнении. По слухам, против утверждения высказались председательствующий Каменцов и докладчик Рыжов.

Вручение обвинительного акта Бейлису состоится на будущей неделе. Дело поступает в 10 отделение окружного суда. Для этого дела назначен специальный секретарь, который в течение лета должен выполнить всю техническую работу. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", №13566)

Полиция в гимназии. После письменных экзаменов из 38 абитуриентов в 8 класс гимназии прошло только 10 учеников. Многие из "срезавшихся" были второгодники и положение их было сугубо отчаянным. Эта паника, конечно, передалась и близким и родным юношей, и в тот же вечер в городе упорно держался слух о самоубийстве одного из гимнзистов. Слух этот, к счастью, не подтвердился. Но вокруг гимназии сразуже создалась атмосфера нервной напряженности и общего возбуждения, пока, наконец, она не вылилась в форму открытого протеста учащихся.

Абитуриенты, войдя в гимназию, просили вызвать к ним учредителя и владельца И.П. Березовского и главного воротилу в заведении письмоводительницу З.И. Антонову.

У гимназистов было намерение объясниться с ними по поводу того, что они не могут после таких колоссальных затрат (300 рублей правоучение, плата на депутатов и т.д.), особенно после двухлетнего пребывания в 8 классе, оставить навсегда гимназию даже без свидетельства о прохождении полного курса. Березовский и Антонова испугались и поспешили вызвать из городского полицейского управления наряд.

В гимназию прибыл околоточный надзиратель, оставивший городовых во дворе. Но здесь учителя поняли скандальный характер ввода полиции и предложили полицейскому покинуть помещение. Гимназисты отрицали какие-либо агрессивные намерения. И теперь оба заправилы гимназии отрицают свою роль в вызове полиции.

Между прочим, в малоуспешности учеников, как выяснилось, виновата сама же гимназия.

Подготовила Анна Шубина

* даты даны по старому стилю