Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Уже к концу июня текущего года члены российского Федерального собрания могут принять законопроект о поэтапной передаче государственного технического осмотра (ГТО) транспортных средств из МВД в коммерческие структуры. Накануне майских праздников президент Дмитрий Медведев поручил в срок до 1 июля подготовить предложения о существенном упрощении процедуры техосмотра или о полной ее отмене.

Не исключено, что в канун наступления второго летнего месяца главе государства только и останется, что подписать уже готовый документ.

Но сделает ли новый нормативный акт процедуру ТО быстрой, эффективной и антикоррупционной? Не уверен.

Разберемся для начала, что в данный момент предлагают депутаты. Они морально готовы вынуть из-под сукна законопроект, принятый Госдумой в первом чтении еще год назад. Согласно документу, центром обязательного технического осмотра сможет стать юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Организовывать такие центры получат право и индивидуальные предприниматели.

Консультации с правительством РФ, которое почти год отказывалось давать заключение на проект закона, сейчас находятся на завершающей стадии. Об этом 12 мая журналистам рассказал глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев.

Однако не радуйтесь - полной отмены ТО все же не случится. Решено идти по другому пути - сделать процедуру максимально упрощенной и, по выражению Шишкарева, разбюрократизированной. Ожидается, что вскоре автовладельцы смогут проходить ТО по выбору – либо в подразделениях ГИБДД, либо на сервисных станциях дилерских центров, занимающихся продажей и обслуживанием автомобилей. По замыслу авторов, через два года частники должны полностью заменить проверяющих в погонах.

Как и кем станут контролироваться новые структуры, выдающие заветные талоны ТО, парламентарии пока не решили. Не исключено, что им придется входить в саморегулируемые организации, получать аккредитации или лицензии.

Уже сейчас очевидно другое. Реальной ответственности за производимые проверки новые контролеры нести не будут, как не несут ее сегодня сотрудники ГИБДД. И вот почему. Доказать на практике, что машина попала в ДТП именно из-за "липового" техосмотра (проще говоря, талон о прохождении ТО был выдан владельцу заведомо технически неисправной машины) возможно только при наличии признательных показаний и владельца транспортного средства, и конкретного проверяющего. Если их нет, цепочка разрывается. Частник из дилерского автотехцентра всегда скажет, что не может нести ответственность за автомобиль, уже покинувший территорию сервиса.

И будет, по большому счету, прав. Действительно, как на практике проконтролировать владельца, чтобы тот по получении на руки талона вновь не затонировал наглухо все стекла машины или не вернул на нее вместо штатных фар мощные (и логично запрещенные к эксплуатации) ксеноновые? Да никак. И талон уже не отберешь: ТО-то автомобиль прошел…

Но главное – не в этом. Разбюрократизированность процедуры вовсе не означает, что она станет для граждан дешевле в денежном эквиваленте. Покупали в последние годы новую машину в автосалоне? Значит, наверняка сталкивались с приемчиками дилеров, когда оказывается, что автомобильные коврики стоят раза в четыре дороже, чем в самом дорогом магазине автозапчастей, а на саму машину уже установлена сигнализация, причем по цене, в разы превышающей разумную и справедливую. Где гарантии, что манипуляции по обязательному ТО не постигнет такая же участь? Главная цель коммерсанта – заработать. Вот и будут зарабатывать, как умеют.

Новый порядок также никак не решает проблему взяточничества, а лишь способен усугубить ее. Раньше платили гаишнику, то есть должностному лицу. Теперь, не исключено, для экономии времени появится вариант заплатить частнику. Самих же вариантов, кому именно дать взятку, просто станет во много раз больше. Кратные штрафы уже действуют? Да бросьте: все это еще надо доказать.

Вариант полной отмены ТО парламентариями, повторюсь, не рассматривается. И это, наверное, логично. Хотя бы потому, что для претворения такой отмены в жизнь депутатам пришлось бы в довольно сжатые сроки изменить целый пакет законов. Например, отменить прописанные в Кодексе РФ об административных правонарушениях санкции за отсутствие ТО. А именно, запрет эксплуатации машины и снятие номерных знаков.

Можно было поступить проще – сделать техосмотр добровольным. И, одновременно, взять на вооружение стимулы из разряда экономических. Прошел ТО в срок? Получи скидку к обязательному полису ОСАГО, скажем, 20%. Не прошел? Полис для тебя стоит дороже на те же 20%. Готов платить? Так плати -  и за свои, и за чужие риски.

Думаю, многие рядовые водители были бы такому нехитрому выбору только рады. Не были бы рады лоббисты, в том числе и с депутатскими мандатами. Ведь в таком случае налицо перераспределение денежных потоков – от автодилеров и гаишников к автостраховщикам.

Впрочем, это уже совершенно другая история.