Нина Еременко, адвокат

Двадцатилетие со дня принятия Конституции Российской Федерации - дата для нашей страны весьма значительная. Это связано с тем, что именно за эти годы произошло большое количество политических событий как внутри страны, так и за ее пределами, которые повлияли на государственное устройство, развитие экономики и гражданское общество. За это время были приняты и действуют множество новых законов и нормативных актов, отражающих и учитывающих произошедшие в нашем государстве изменения.

Одной из значимых для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности является глава вторая Конституции РФ, о правах и свободах человека и гражданина.

Положения Конституции РФ, касающиеся прав и свобод гражданина - это основа для жизни каждого из нас, главный ориентир для всей правоприменительной практики, в том числе в тех органах и организациях, которые уполномочены государством быть гарантом соблюдения и защиты прав граждан.

Однако, к сожалению, в реальной жизни, в повседневной практике, это далеко не так.

Поэтому так значительно еще количество принимаемых различными органами решений, постановлений, определений, актов, которые в дальнейшем обжалуются в вышестоящих инстанциях, как нарушающие конституционные права и свободы гражданина, что само по себе уже является предметом внимания и беспокойства со стороны государства.

К сожалению даже в судебных инстанциях - там, где уже принимаются конкретные решения, непосредственно влияющие на человеческие судьбы, приходится сталкиваться  с тем, что далеко не везде речь идет, в первую очередь, о статьях Конституции РФ, защищающих права и свободы граждан.

Подчас даже при принятии какого-то решения, акцент делается не на соблюдении положений Конституции РФ как основного и главного закона нашего государства, а перечисляются какие-то  подзаконные акты, роль и значение которых при оценке доказательств, безусловно, должны быть вторичны, а ссылки на соответствующие статьи Конституции РФ вообще отсутствуют.

В Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, была  закреплена более полная формулировка прав и свобод граждан. В ней сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Россия - это составная часть мирового сообщества, в котором приняты и действуют Всеобщая декларация прав человека, Устав ООН, Международные пакты и соглашения, конвенции, касающиеся гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

По своему определению, закрепленному в Конституции РФ, права гражданина являются не благоприобретенными, а врожденными, принадлежащими каждому от рождения, они не даны властью, а возникают независимо от власти и не могут быть никем и никогда отчуждены.

Наряду с этим Конституция РФ гласит, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать прав и свобод других лиц.

В соответствии с Конституцией РФ (статья 18) права и свободы человека являются непосредственно действующими, а это означает, что они определяют смысл, содержание,  применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, а также местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В Конституции РФ, провозглашён один из основных принципов – все равны перед законом и судом, мужчины и женщины имеют равные права и свободы, наряду с равными возможностями для их реализации.

Вместе с тем, государство гарантирует каждому гражданину равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Конституцией РФ запрещены любые ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Это означает, что Конституцией РФ полностью и всецело определены все основополагающие принципы жизни каждого из нас. Безусловно, соблюдение этих принципов в полном объеме на практике и в реальной жизни только укрепило бы авторитет нашего государства, причем не только в вопросах внутренней, но и внешней политики.