Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» можно без преувеличения назвать базовым технологическим законом рыночной экономики. Именно так охарактеризовал его Иван Грачев («Яблоко»), представляя проект депутатам Госдумы второго созыва в мае 1996 года.

По его словам, «суть рыночной экономики и состоит в определении цен всего на свете, это основная задача рынка, и если мы говорим о регулируемом рынке, об упорядоченном рынке, то мы прежде всего должны законодательно упорядочить эту деятельность».

Законопроектом сформулирован ряд положений, ранее отсутствовавших в российском законодательстве. Прежде всего, он определяет, что такое оценочная деятельность — это деятельность по установлению рыночной цены, которую осуществляют профессиональные оценщики по методикам, утвержденным в соответствии с данным законом. Вводится понятие рыночной цены с точки зрения оценивания — это статистическая природа цены в соответствии с международными стандартами и международными методиками, то есть это наиболее вероятная цена, за которую может быть продан объект в условиях конкурентного рынка.

Важные моменты: если в гражданский оборот вовлекается государственная или муниципальная собственность,  оценка является обязательной; оценщик не имеет права оценивать то, в чем имеет имущественный интерес он или его ближайшие родственники; гонорар оценщика не может быть выражен в процентах от окончательной цены.

Проектом очерчивался круг, что может быть предметом оценки — все, что вовлечено или может быть вовлечено в гражданский оборот. Позже именно это положение станет камнем преткновения.

Пока же отметим, что авторами данной законодательной инициативы стали депутаты, представлявшие все основные думские фракции, а потому законопроект в первом чтении был принят без вопросов и обсуждения конституционным большинством в 326 голосов.

Во втором чтении, состоявшемся летом того же года, также без вопросов и дискуссий были приняты обе таблицы поправок — и одобренных, и отклоненных Комитетом ГД по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности.

Размеренное, регламентное прохождение законопроекта «Об оценочной деятельности в РФ» было продолжено осенью. Представляя законопроект в третьем чтении, Иван Грачев сообщил, что при его редактировании правка была довольно глубокая, но и авторы проекта, и Правовое управление Госдумы сочли, что она не вышла за рамки редакционно-технической.

И вновь вопросов не возникло. Законопроект был принят в третьем чтении. Отметим при этом, что буквально на всех этапах голосования он набирал конституционное большинство.

А вот Совет Федерации с таким «благолепием» не согласился и в ноябре 1996 года наложил на закон вето. Признав его важность и нужность, сенаторы высказали немало претензий к тексту документа.

Как известно, верхняя палата российского парламента всегда позиционировала себя как «палата регионов», стоящая на страже их интересов. Ожидаемо, что в числе первоочередных недоработок было названо то, что закон не опирается на практику проведения оценочной деятельности, сложившуюся в субъектах РФ и практически исключает возможность их участия в нормативном регулировании этой деятельности с учетом  особенностей конкретного региона.

Кроме того, по мнению сенаторов, в предложенном тексте закона не раскрыты процедуры аттестации оценщиков, лицензирования оценочной деятельности, полномочия лицензирующих органов, установлен неоправданно широкий круг случаев обязательного проведения оценки. Отмечены также некоторые другие правовые, технические, стилистические погрешности.

Словом, Совет Федерации закон отклонил с предложением создать согласительную комиссию.

Комиссия эта работала несколько месяцев. В апреле 1997 года согласованный вариант был предложен депутатам Госдумы. По словам Грачева, «ничего фундаментально изменяющего закон в рамках работы согласительной комиссии не произошло, поэтому я от своего имени и от имени комитета предлагаю вам проголосовать за текст, согласованный с Советом Федерации».

И вновь проголосовали квалифицированным большинством в 330 человек.

Понятно, что на этот раз Совет Федерации закон «Об оценочной деятельности в РФ» одобрил и направил Президенту РФ, который, в свою очередь, наложил на него вето. Все это происходит в мае 1997 года. И только по прошествии года закон вновь появляется в повестке дня Госдумы с предложением одобрить его в ранее принятой редакции.

С докладом выступил представитель Президента в Госдуме РФ Александр Котенков. Он сообщил, что по мнению Президента, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» по ряду позиций не соответствует Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

В частности, он устанавливает, что субъекты РФ имеют право регулировать оценочную деятельность не по единым принципам, установленным на всей территории Российской Федерации, а в зависимости от местонахождения объекта гражданского права, что противоречит статье 8 Конституции РФ, устанавливающей, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства.

Кроме того, вводится критерий, по которому имущество одной формы собственности подлежит различному регулированию в зависимости от его местонахождения. Такое положение распространяет действие закона Российской Федерации на территории других государств, что является нарушением их суверенитета и нарушает принципы международного частного права.

Особенно внимательно Котенков попросил выслушать возражения Президента, касающиеся положения, что к объектам оценочной деятельности относятся объекты гражданских прав, «поскольку здесь прямое противоречие Гражданскому кодексу связано не с какими-то политическими или идеологическими соображениями, а просто с неправильным или неполным прочтением соответствующих статей Гражданского кодекса». Это, по его словам, ставит данный закон «просто в смешное положение, когда объектами оценки становятся неимущественные права граждан: жизнь, здоровье, достоинство личности, право свободного передвижения, семейная тайна и другое. ...Данные права не могут иметь оценки в денежном выражении, тем более что нематериальные блага неотчуждаемы».

Представитель Президента РФ не стал обосновывать все возражения, поскольку только одно положение об оценке неимущественных прав граждан «делает этот закон бессмысленным и фактически неприменимым». Кроме того, он содержит еще ряд явных противоречий, требующих обязательного устранения.

В своем содокладе Иван Грачев высказал ряд возражений позиции Президента: «...о здоровье, например. Вы же все понимаете, что в наших судах ущерб, нанесенный здоровью, и даже моральный ущерб, оценивается в деньгах. Следовательно, должны профессионалы как-то это уметь делать. Понятно, что замечание Президента по существу неверное в этом узловом моменте. Ну или, например, собственность за рубежом. Мы решим ее продать. Так что, мы должны по законам Лихтенштейна, что ли, оценить ее для продажи? Понятно, что если это наша собственность, то мы должны стартовую цену определить сами, по своим законам».

Заявив, что большинство замечаний как раз такого характера, Грачев в то же время сообщил, что депутаты «изначально с 90 процентами замечаний Президента были согласны.  ...и даже письмо такое написали, что мы 95 процентов ваших замечаний учтем, пришлите людей в согласительную комиссию. Но их не было девять месяцев». Спустя этот срок президентская сторона все же направила в согласительную комиссию своих представителей, и текст закона был согласован на сто процентов, но ни один протокол не был подписан стороной Президента. Этот сугубо организационный момент и послужил причиной того, что на пленарное заседание согласованный вариант так и не был вынесен.

Грачев предложил следующую процедуру: Госдума преодолевает вето, поскольку другого выхода нет, но депутаты при этом готовы немедленно начать работать в согласительной комиссии. «Прошу вас преодолеть вето, рассматривая это просто как выход из тупиковой ситуации, как возможность заставить уважать себя в согласительных комиссиях», — заключил он.

В ответ Котенков напомнил, что он — единственный человек, имеющий право подписи под согласительными протоколами. И завил, что ему, к сожалению, эти протоколы никто не представлял, и о том, что работа завершена и что готовы протоколы согласительной комиссии, которые надо подписать, он впервые слышит. Призыв преодолеть вето ради согласия он назвал странным и выразил готовность подписать протоколы буквально сегодня, чтобы на следующей неделе принять данный закон в согласованной редакции.

Однако депутаты были неумолимы и преодолели президентское вето 380 голосами.

А спустя неделю закон «Об оценочной деятельности в РФ» вновь появляется в повестке дня пленарного заседания Госдумы. На сей раз с пометкой «с учетом предложений Президента Российской Федерации».

Представляя его, Иван Грачев напомнил, что по этому закону Госдума преодолела вето Президента. Но при этом уже тогда существовал согласованный текст. «Я думаю, что преодоление вето имело хорошее воспитательное значение, согласованный текст после этого был немедленно подписан», — заявил депутат. И попросил поддержать этот закон в редакции, согласованной с Президентом и Советом Федерации.

«За» проголосовало рекордное для этого закона число депутатов — 367.

В июле 1998 года закон «Об оценочной деятельности в РФ» вступил в силу и действует по сей день.