Сто лет назад правоохранительные органы и судебная система делали все для поддержания порядка в обществе – в центре внимания были пострадавшие от ДТП, отравившиеся приворотным зельем по совету гадалки, бастующие рабочие, националисты, юристы, не по уставу обсуждавшие события Балканской войны.

Также в номере – уничтожение книг, казни, арест шведского шпиона, кровная месть, мошенничество.

РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе август 1913 года.

19 августа*

ВИЛЬНО. В 2 часа дня военный конвой сопровождал арестованного ефрейтора Саратовского полка Смицкого. При прохождении через мост, Смирницкий вырвался от конвоя, через перила бросился в реку и поплыл. Конвойный солдат застрелил его. (Речь. № 224)

ВАРШАВА. На основании Высочайшего указа судебная палата постановила прекратить дело по обвинению редактора "Czarny Kot" и редактора "Glos", приговоренных в 1906 году к заключению в крепости, но еще не отбывшего наказания из-за болезни.

Судебная палата приговорила его к 8 месяцам в крепости за распространение прокламаций рабочего союза народовольцев. (Речь. № 224)

МОСКВА. Шесть казней. На рассвете приведен в исполнение приговор над шестью каторжанами Бутырской тюрьмы, присужденным к смертной казни. (Речь. № 224)


20 августа

Московская хроника. Как были казнены бутырцы. Казнь была произведена в сарае при Хамовнической части. Казнь совершали два палача. Она продолжалась 2 часа. Передают, что Перепелов умолял дать ему усыпляющего. Один из приговоренных, вероятно, в припадке умопомешательства, стал танцевать и петь. (Речь. № 226)

Дорога к имению министра внутренних дел. Министр Н.А. Маклаков предложил губернской земской управе проложить дорогу от земского шоссе на протяжении 1 версты до его имения Ярцево. Земская управа признала, что эта дорога будет иметь общественное значение, и постановила принять предложение министра. (Речь. № 226)

Забастовка в Грозном. В Грозном забастовка рабочих приняла характер всеобщий. Прекратились работы не только на промыслах, но и на нефтеобрабатывающих заводах и в механических мастерских. Всего бастует 7,5 тысяч человек. По сведениям, в Грозном имели место столкновения между бастующими рабочими и нежелавшими бастовать. Столкновения эти не обошлись без вмешательства администрации. (Речь. № 226)

МИНСК. В уездном съезде слушалось нашумевшее дело враждующих между собой минский и борисовских националистов. Последние обвиняли минских националистов в стремлении захватить 30 тысяч рублей капитала "Русского клуба", собранного с карт и лото. На суде обвинители отказались от обвинения 21 из привлеченных и поддержали только обвинение против одного – отсутствующего бывшего правителя канцелярии губернатора Петрова. Суд отложил разбор дела по существу. (Речь. № 226)

ХОЛМ. Врач, командированный в деревню Гарасюки, где свирепствует дизентерия, не был допущен к больным крестьянам, распространившим слух, что врач приехал отравлять. (Речь. № 226)


21 августа

Дело городового и сторожа. В судебной палате в апелляционном порядке слушалось дело городового Вала и ночного сторожа Степанова, обвинявшихся в избиении кандидата на судебную должность при Московском окружном суде Казакова, ныне состоящего мировым судьей на Кавказе. Палата признала виновными обоих и приговорила сторожа к 2 месяцам, а городового – к 2 неделям ареста. (Речь. № 227)

Закрытие Санкт-петербургского юридического собрания. В заседании особого городского по делам об обществах и союзах присутствия обсуждался доклад санкт-петербургского градоначальника Драчевского, который настаивал на приостановлении деятельности юридического собрания, которое нарушило устав, допустив на заседаниях обсуждение вопросов, не имеющих отношение к юридическим наукам, а именно вопросов, связанных с возникшей на Балканах войне между бывшими союзниками. Вопросы эти носят характер чисто политический.

Председатель Санкт-петербургского собрания де Плансон отметил, что вторая Балканская война оказала непосредственное и очень сильное воздействие на настроение русского общественного мнения и вызвала опасения, как бы ни была вовлечена в эту войну Россия. С другой стороны, она затрагивала целый ряд вопросов международного характера, имеющих отношение к международному праву, что, несомненно, входит в компетенцию юридического собрания.

Присутствие нашло эти доводы неубедительными и постановило закрыть собрание. (Речь. № 227)


22 августа

Арест шведского офицера. В Дудергофе по распоряжению охранного отделения чинами жандармской полиции арестован в своей комнате офицер шведской армии фон Эссен. Он заключен в Петропавловскую крепость и обвиняется в шпионстве.

Как нам сообщают, ему инкриминируется не только съемка местности и укреплений, но, главным образом, попытка путем подкупа служащих в различных военных учреждениях узнать некоторые военные тайны.

Шведский посланник генерал Брендстрем специально посетил МИД и заявил, что фон Эссен прибыл в Россию исключительно для изучения русского языка. Но власти на основании данных, полученных при производстве предварительного дознания, оставили его в крепости.

Отмечается, что он чрезвычайно интересовался происходившими недавно в окрестностях Красного села большими маневрами войск. Деятельность шведского офицера показалась подозрительной и за ним было установлено секретное наблюдение.

Фон Эссен на допросе категорически отвергал предъявленное ему обвинение и утверждал, что он занимался лишь изучением русского языка и жизни русского народа. (Речь. № 228)

БАКУ. Судебные вести. За убийство на почве кровной мести два мусульманина приговорены окружным судом к пятнадцатилетней каторге.

Богатый юноша-мусульманин за убийство гомосексуалиста дервиша приговорен к десятилетней каторге. (Речь. № 228)


23 августа

Московская хроника. Отголоски рейнботовщины. Обвиняемый в растрате залога своих служащих бывший содержатель кафешантана Адель подал в суд прошение о вызове в качестве свидетелей    сенатора, вице-директора департамента полиции и градоначальника Адрианова.

Эти свидетели должны подтвердить, что разорение Аделя вызвано преследованиями полиции, которая мстила ему за его показания во время сенаторской ревизии. (Речь. № 229)

Санкт-петербургская судебная палата постановила уничтожить два издания, вышедшие в свет еще в 1906 году – "Джордж Кенан. Сибирь и ссылка" и "Священник Гр. Петров. Кровавый Молох". В первой из этих книг усмотрено дерзостное неуважение к верховной власти, во второй  - призыв к ниспровержению существующего строя. (Речь. № 229)


24 августа

САРАТОВ. Военный ветеринар Ефрганской области Скворцов, узнавший об участившихся губернаторских штрафах за антисанитарию, самовольно пошел на базар, взяв в помощники какого-то проходимца, и требовал с мясников взяток, угрожая протоколами. Оба арестованы. (Речь. № 230)

Жертва гадалки. В Петропавловскую больницу был доставлен с признаками отравления крестьянин Скоромин. Выяснилось, что в одной из чайных в Нейшлотском переулке он выпил стакан чая, в который его знакомая по совету одной гадалки с целью приворожить его высыпала какого-то зелья. Зелье это оказалось ядовитым. (Речь. № 230)


25 августа

МИНСК. Содержательница заезжего дома Свижинская, не сделавшая заявление о восьми крестьянах, собравшихся тайно эмигрировать за границу, и о проживающем у нее агенте, обобравшим крестьян, подвергнута штрафу в 500 рублей с заменой арестом на три месяца. (Речь. № 231)

Арест мошенника. При выходе из ресторана "Северная Пальмира" на Выборгской стороне был задержан крестьянин П. Пылаев, пытавшийся сбыть ювелиру Фомину под видом фальшивых кредитных билетов пачку белой бумаги. (Речь. № 231)

Жертвы автомобилистов. На Миллионной улице автомобиль, в котором ехала графиня Мусина-Пушкина, сшиб маляра А. Осипова. Он получил тяжкие повреждения.

На Владимирском проспекте таксомотор сшиб сына рабочего А. Маринина 14 лет. Мальчик получил серьезные ушибы. Шофер пытался скрыться, но был задержан.

Подготовила Анна Шубина

* даты даны по старому стилю