В июле этого года был вынесен обвинительный приговор совладельцам, руководителям и партнерам «Тольяттиазота» (ТоАЗ), в соответствии с которым все находящиеся за рубежом подсудимые были приговорены к реальным срокам.
Решение не вступило в законную силу, и апелляционная инстанция приступила к рассмотрению жалоб сторон еще в начале октября. За это время прошло уже 17 заседаний, по итогам которых участники процесса только планируют перейти к прениям сторон. РАПСИ при помощи эксперта изучает причины затягивания «Тольяттиазота».
Материалы в отношении совладельцев «Тольяттиазота» Владимира и Сергея Махлая, экс-гендиректора завода Евгения Королева, а также их швейцарских партнеров Андреаса Циви и Беата Рупрехта пересматриваются хоть и апелляционной коллегией судей Самарского областного суда, но в здании первой инстанции – Комсомольского районного суда Тольятти.
Фигурантов дела «Тольяттиазота» заочно приговорили к длительным срокам лишения свободы – от 8,5 до 9 лет колонии общего режима, признав виновными в мошенничестве в составе преступной группы. Кроме того, по решению суда они обязуется возместить 87 миллиардов рублей в пользу «Тольяттиазота» и миноритарных акционеров компании.
Первое заседание второй инстанции состоялось 8 октября, и с тех пор прослеживается четкая тенденция на затягивание судебного процесса представителями стороны защиты.
В качестве аргументов в пользу этой версии можно привести свыше 20 озвученных защитой ходатайств только к 21 октября, среди которых – отвод всей коллегии судей и требование повторной экспертизы, многочисленные просьбы об отложении слушаний на месяц по сомнительным причинам и так далее.
«Изначально была стадия заявления ходатайств, препятствующих началу рассмотрения дела. Как оказалось, у наших оппонентов достаточно много таких ходатайств, по их мнению, препятствующих рассмотрению дела. В связи с этим они просили вернуть дело в первую инстанцию для устранения недостатков, которые мешают рассматривать дело в апелляции. Это неистребование целого ряда доказательств, невызов на допрос целого ряда людей, которых, по их мнению, необходимо допросить.
В частности, например, было ходатайство о допросе 10 иностранных граждан, которых никто никогда не видел, они в уголовному деле никак не участвовали, проживают аж на трех континентах, но якобы могут пояснить суду, как осуществляется ценообразование на мировом рынке. Даже факт самого существования этих людей ничем не был подтвержден.
То есть наши оппоненты не хотели приступить к рассмотрению дела по существу, а именно вот такими вот процессуальными уловками попытались на старте разбирательства отправить дело в первую инстанцию для устранения этих якобы недостатков», – выразил мнение РАПСИ Андрей Ермизин, заместитель директора по правовым вопросам АО «ОХК «УРАЛХИМ».
Кроме того, невозможность беспрепятственного проведения судебного следствия в апелляции объясняется и постоянным отсутствием адвокатов, представляющих интересы подсудимых: к началу ноября из процесса, по сути, вышли шесть защитников по разным причинам. В этой связи в качестве представителя одного из совладельцев компании – Сергея Махлая – был приглашен адвокат Михаил Инжеватов, которому потребовалось не одно заседание, чтобы ознакомиться с 500 томами уголовного дела.
Аналогичная ситуация произошла и с защитником Владимира Махлая, интересы которого теперь представляет Николай Карягин.
«После того, как завершилась стадия ходатайств, начали докладывать апелляционные жалобы защитники подсудимых и представители гражданских ответчиков. Всего в совокупности было заявлено 24 жалобы.
Уже на этой стадии начали болеть защитники, которые сами эти жалобы и заявили. Начали болеть, не являться на заседания под разными предлогами: участие в другом судебном процессе, просто болезнь и в итоге суд переносил заседания. Пытался решить эту проблему посредством приглашения государственных адвокатов», – поделился подробностями представитель ответчиков.
При этом рассмотрение дела «Тольяттиазота» в апелляции полностью инициировано стороной защиты: адвокаты подали несколько жалоб на приговор Комсомольского районного суда.
Всего судебное следствие по факту мошенничества в компании занимает уже более двух лет. За это время СМИ неоднократно сообщали о попытках защиты подсудимых затянуть судебный процесс под различными предлогами. В частности, представители подсудимых попросту пропускали заседания, ссылаясь на болезни или занятость в других процессах, зачастую не являлись вызванные ими свидетели.
«Когда суд рассматривал дело в первой инстанции, эта картина полностью повторялась – то же самое было. Когда оппоненты увидели все доказательства, представленные в деле, и поняли, что оно проигрышное, они тоже начали болеть, затягивать судебное разбирательство. И сейчас один за другим начали болеть представители защиты, в итоге суд принял решение обеспечить госадвокатами всех подсудимых.
Именно по этой причине заседание до сих пор тянется. И только к этому понедельнику, когда уже все защитники переболели, когда ресурс затягивания дела у них иссяк, всем подсудимым были привлечены адвокаты за государственный счет по 51 статье УПК РФ (Обязательное участие защитника), только с этого момента более-менее начался процесс.
Сегодня мне сообщили, что закончена стадия дополнений к судебному следствию и объявлены прения, они будут завтра, 14 ноября», – уточнил Ермизин.
Прения сторон – одна из последних стадий судебного разбирательства, предоставляющая возможность всем участникам процесса подвести итоги и озвучить свою позицию. После нее, как правило, суд дает шанс выступить с последним словом подсудимым и удаляется для вынесения решения.
На данный момент судом и следствием установлено, что в 2007 году президент ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Владимир Махлай вместе с сыном Сергеем, тогда занимавшим пост вице-президента компании, создал организованную преступную группу для систематического хищения продукции предприятия (аммиак и карбамид) с использованием служебного положения.
Для этого в Тольяттихимбанке, на 100% принадлежащим Сергею Махлаю, были открыты расчетные и валютные счета ОАО «Тольяттиазот», на которые поступала выручка от продажи продукции швейцарской офшорной компании Nitrochem Distribution AG, возглавляемой Беатом Рупрехтом и принадлежащей Ameropa AG Андреаса Циви. Часть прибыли оставалась в распоряжении подсудимых и не возвращалась на ТоАЗ. При этом, чтобы не платить налоги, цена на продукцию существенно занижалась. Таким образом, Владимир и Сергей Махлаи, Циви и Рупрехт похитили около 85 миллиардов рублей, принадлежащих ТоАЗу и его акционерам.
Экс-гендиректор ТоАЗа Евгений Королев, занимая руководящие должности на предприятии, обеспечивал изготовление и подписание финансовых отчетов с заведомо ложными сведениями, а также составление и подписание от имени ТоАЗа контрактов на поставку продукции и дополнительных соглашений к ним с ценой на продукции ниже рыночного уровня. За это он получил часть незаконно полученных доходов преступной группы.
В ходе судебного процесса были полностью доказаны факты аффилированности между ТоАЗом, Nitrochem Distribution AG и Ameropa AG.
Суд первой инстанции удовлетворил гражданские иски, предъявленные миноритарным акционером ТоАЗа «Уралхимом», признанным одним из потерпевших по делу, к группе из 20 физических и юридических лиц на сумму более 10 миллиардов рублей в качестве компенсации ущерба самой компании как акционера завода и 77 миллиардов рублей компенсации ущерба самому ТоАЗу.