Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:
Сегодня трудно себе представить, что использование предприятиями и предпринимателями национальной символики могло быть произвольным и бесконтрольным. Собственно, в советские времена и вопроса такого не возникало. Но новые экономические реалии потребовали урегулировать и этот аспект. В 1993 году Верховный Совет РФ принял закон «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний».
Однако этот закон вскоре по ряду позиций устарел. И в 1996 году группа депутатов Госдумы РФ второго созыва внесла проект закона «О порядке использования национальной и исторической символики в предпринимательской деятельности». Как очевидно из названия, он имел более широкую сферу применения. В числе авторов были представитель разных фракций, но костяк ее составляли члены комитета ГД по вопросам геополитики, который, как известно, контролировался фракцией ЛДПР.
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что ряд коммерческих организаций для получения большей прибыли используют при производстве продукции общероссийские символы (флаги, гербы, изображения орденов и памятников культуры), образы которых вызывают у людей определенные положительные эмоции и повышают доверие к производителям продукции. При этом нередко они недостаточно добросовестно ведут свои дела, их клиенты несут материальный и моральный ущерб. Министерство торговли РФ и Государственный таможенный комитет РФ неоднократно обращали внимание на то, что при экспорте товаров им приходится принимать меры к удалению незаконно нанесенных общероссийских символов.
Таким образом, посчитали авторы проекта, дискредитируются не только и даже не столько сами предприниматели, сколько общероссийские символы, имеющие национальное и историческое значение. «Тем самым национальному и историческому самосознанию народа наносится ущерб, подрываются духовные и нравственные устои Российского государства».
Разработчики законопроекта исходили из того, что право на использование символики предпринимательскими структурами является не только их правом, но и добровольно взятой на себя обязанностью использовать эти символы добросовестно; государство должно иметь возможность давать платное разрешение на использование общероссийских символов на выпускаемой и реализовываемой продукции, а также контролировать использование символики путем наложения штрафных санкций за нарушение правовых норм. Предусматривалось, что список символов, имеющих национальное и историческое значение, будет определяться правительством РФ через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В целом принятие такого федерального закона должно было упорядочить использование национальных символов в предпринимательской деятельности и дать дополнительные средства в российский бюджет.
Казалось бы, все логично. И прохождение законопроекта пошло своим чередом: он был зарегистрирован и передан в профильный комитет с резолюцией «подготовить к рассмотрению Государственной Думой». Но дальнейшая судьба этой законодательной инициативы сложилась неблагоприятно.
Проект был внесен в апреле 1996 года. А спустя два месяца, в июне, в Госдуму поступило письмо за подписью заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, в котором отмечалось, что принятие на федеральном уровне законодательного акта, регулирующего вопросы, связанные с использованием национальной и исторической символики, отражающей развитие национальной культуры и традиций всех субъектов Российской Федерации и населяющих их народов, является неправомерным, поскольку противоречит Конституции РФ в части разделения полномочий между центром и регионами.
Замминистра также напомнил, что на тот момент действовал закон РФ от 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», предусматривавший платный порядок использования местной символики, который органы местного самоуправления вправе вводить на подведомственной им территории. Авторы законопроекта этот факт, видимо, упустили.
Кроме того, он сообщил, что проектом Налогового кодекса РФ предусмотрено введение сборов за использование государственной символики Российской Федерации, а также региональной и местной символики, которыми будут регулироваться вопросы, связанные с налогообложением предприятий, организаций и физических лиц, использующих символику при реализации товаров (работ, услуг). Поступающие от уплаты указанных сборов суммы будут зачисляться в соответствующие бюджеты.
Далее события развивались следующим образом. Комитет ГД по вопросам геополитики исполнял решение Совета Думы подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой ровно до конца полномочий своего созыва.
А в начале работы Госдумы третьего созыва, в 2000 году, Совет Думы принимает решение законопроект «О порядке использования национальной и исторической символики в предпринимательской деятельности» снять с рассмотрения. Основание — «в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы». То есть несколько депутатов — авторов проекта, вновь получивших мандат, избавили палату от необходимости рассматривать и отклонять законопроект на пленарном заседании. А это было неизбежно, поскольку к тому времени уже был принят Налоговый кодекс РФ, регулирующий данную сферу предпринимательской деятельности.