Сто лет назад пресса обсуждала убийство греческого короля Георга, застреленного в Салониках. За расследованием этого преступления следили и в России, ведь российская и греческая династии находились в родственных отношениях.

В Российской империи в это время вряд ли что-либо могло сравниться с таким преступлением, газеты обсуждали только конокрадство, отравление икрой и отказ пропустить депутата без очереди.

РАПСИ продолжает знакомить вас с новостями российского правосудия столетней давности. На дворе март 1913 года.

4 марта*

Член Государственной Думы П.Н. Крупенской запросил начальника железнодорожной станции Бирзулы, почему заведующая газетным киоском не отпустила ему газету вне очереди, а заставила ждать 5 минут.

Начальник станции ответил, что не обязан следить за очередью у книжно-газетного киоска. Тогда Крупенской пожаловался суворинскому контрагентству по продаже газет.

На его запрос продавщица ответила, что не обязана знать всех депутатов в лицо, что газеты покупают проезжающие, среди которых есть генералы и сановники, поэтому она не считает возможным игнорировать очередь. ("Земщина", № 1260)


5 марта

Уголовщина

В Тифлисской палате слушалось дело бывшего члена первой Государственной Думы Ноя Жордания по обвинению его в том, что он в 1911 году составил и распространил книгу "Избранные письма", возбуждающую читателей к ниспровержению существующего государственного строя. Палата приговорила его к трем годам крепости. ("Земщина", № 1261)

В Красноярскую тюрьму доставлен страшный преступник Абраменко, обвиняемый в убийстве в разное время 23-х человек. Он предается военному суду. ("Земщина", № 1261)

Ревизия одесской ремесленной управы развернула картину невероятного взяточничества и вымогательства со стороны должностных лиц.

Тысячами выдавались аттестаты на звание ремесленника иудеям, абсолютно не знающим никакого ремесла, которые пользовались ими для права жительства вне черты оседлости.

За каждый такой аттестат взималось от 100 до 500 рублей. Общая сумма взяток превышает 1 миллион рублей. ("Земщина", № 1261)

КИЕВ. Все 57 участников бунта в Липовецкой тюрьме рассылаются по другим тюрьмам. Главарями бунта являются три каторжника, не подлежащие амнистии. Захваченное бунтовщиками оружие отобрано. Тюрьма переведена на тяжелый режим, многие посажены в карцер. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13430)

БЕЛОСТОК. В деревне Помичах малолетняя девочка обучала детей польской грамоте. За это ее отец оштрафован на 100 рублей с заменой штрафа арестом на 1 месяц. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13430)


6 марта

Убийство греческого короля Георга

САЛОНИКИ (Срочная телеграмма агентства Рейтера и Гаваса). СЕГОДНЯ ДНЕМ УБИТ КОРОЛЬ ЭЛЛИНОВ ГЕОРГ

ВЕНА (От соб. Кор. Бирж. Вед.).  По полученным здесь сведениям, сегодня днем убит король эллинов Георг. Король, всегда свободно появлявшийся на улицах Салоник, гулял сегодня почти без всякой охраны. В нескольких шагах от арсенала с королем поравнялся неизвестный мужчина, быстро выхвативший револьвер и произведший в короля выстрел почти в упор.

Король, раненый в грудь, упал, обливаясь кровью. Выстрел привлек внимание публики. Раненого короля на руках перенесли в ближайший госпиталь. Несмотря на экстренные меры, он вскоре скончался. Убийца был тут же, на улице, арестован.

Рассвирепевшая толпа требовала выдачи ей преступника, желаю разделаться с ним по закону Линча. Полиции едва удалось вырвать убийцу. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13432)

Судебная хроника

На днях в особом присутствии судебной палаты с участием сословных представителей было рассмотрено дело о том, как канцелярский чиновник судебной палаты Мацкевиц вершил судьбу привлеченных к уголовной ответственности.

Ознакомившись с тем или иным делом, он шел к привлекаемому и прямо заявлял, что ели ему дадут сотню, другую, так он дело прекратит. А когда ему недоверчиво возражали, он только махал рукой. Сойдет, дескать. И ведь действительно сходило.

В обвинительном акте зарегистрировано 16 случаев, из которых по 15 делам обвиняемые были незаконно освобождены и дело о них прекращено.

Мацкевич похищал подлинное определение судебной палаты и заменял его подложной копией с якобы определения и вместо привлечения к уголовной ответственности выходило, что преследование прекращено. А составленные уже обвинительные акты он сжигал. Попался он в марте 1912 года, когда, желая получить с одной дамы 200 рублей, предложил ей «прекратить» дело ее знакомого, обвинявшегося в краже. Дама дала знать полиции и Мацкевич был задержан с поличным.

На суде он чистосердечно сознался. Нужда и голод довели его до преступления. К тому же постоянно болела жена, да и он сам прихварывал.

Мацкевич приговорен к лишению всех особых прав и к отдаче в исправительные отделения на 3,5 года, каковой срок в силу Высочайшего манифеста уменьшается на треть. ("Земщина", № 1262)

В Екатериновславской губернии преданы суду по обвинению в избиении арестованных урядник Захаров, бывший околоточный Луганстка, бывший стражник; а бывший околоточный Екатеринослава – по обвинению в растрате. ("Земщина", № 1262)


7 марта

Подробности убийства

Убийцу обыскали и нашли при нем записную книжку, патроны и револьвер. На вопрос полицейского чиновника убийца ответил: "У вас есть суды, там я буду говорить". Когда же полицейские настаивали, он сказал: "Ведите меня в комиссариат, чтобы меня не избила толпа, там я буду говорить".

В комиссариате он сказал, что его зовут Схинас, что до этого времени он долго жил за границей. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13434)

Короля Геворга как монарха Греции можно лучше всего сравнить с капитаном, на долю которого выпало в течении 50 лет водить ненадежный корабль, доверенный его попечению, по бурному морю. Можно смело сказать, что маленькая Греция, принимая во внимание темперамент ее населения и крайности эллинских увлечений, едва ли уцелела бы от пронесшихся над ней политических бурь, если бы не замечательный такт, если бы не дипломатическое искусство короля Геворга, если бы не его трезвый ум. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13434)

Арест воров-взломщиков

Два дня назад были задержаны опасные воры-взломщики – крестьянин Варшавской губернии Петр Круляка и Ломжинской губернии Станислав Цихонский. При обыске у них были найдены некоторые вещи, похищенные в Луге из магазина Арона Таубина. Всего они похитили из магазина золотых и бриллиантовых вещей на 15 тысяч рублей, а в здание попали, проломив стену. ("Земщина", № 1263)

Опасность икры

Камышинский рыбный торговец Сорокин купил у мелких рыбопромышленников испорченную белужью икру и пустил ее в продажу. Двое покупателей отравились.

Сорокин был привлечен к уголовной ответственности и Саратовский окружной суд приговорил его к штрафу в 100 рублей, к церковному покаянию и к запрещению навсегда торговать рыбой. ("Земщина", № 1263)


8 марта

Траур

Государь Император изволил повелеть: наложить при Высочайшем дворе траур на шесть недель по случаю кончины его величества короля эллинов Геворга

ЛОНДОН. (Агентство Рейтера). При дворе наложен 4-недельный траур.

КОПЕНГАГЕН. (Агентство Ритцау). При дворе наложен 8-недельный траур. ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13436)

Оправдание по делу об убийстве

Когда слушалось дело об убийстве Прасоловым его жены, представитель прокуратуры заявил:

- Я пойду на могилу покойной и расскажу ей про приговор суда. И пусть это будет темной ночью, пусть злой ветер развевает мои волосы и холодный дождь льет потоки на мою голову, - я все расскажу убитой, низко склоняясь над могильным холмом.

Неизвестно, удалось ли прокурору осуществить этот ярко-декоративный план, но вот наступило уже время с новыми известиями идти к новой могиле – могиле "королевы бриллиантов" Толстинской. И также близок час, когда с такого же рода известиями придется отправляться к могиле несчастной Тиме…

Не могут же, в самом деле, представители прокуратуры только и делать, что отправляться с такого рода сообщениями на многочисленный могилы.

Вопиющая эксплуатация

Газета "Правда" наняла «для отсидки» подставного редактора, которого посадили за неуплату наложенного на газету штрафа в 500 рублей.

Вот его рассказ: "Я был безработный и товарищи подбили меня на такое дело. Записали меня они редактором газеты "Правда", обещали платить по 30 рублей в месяц, а вместо этого через десять дней меня засадили в "Кресты". Человек я малограмотный, жена и дети голодали. Как меня засадили, жена заболела и померла. Меня выпустили по Манифесту.

Толкнулся в редакцию, а там говорят: хочешь получить деньги – оставайся редактором, а нет – иди жалуйся, куда хочешь, а куда идти мне, не знаю. Дали они мне за редакторство и на похороны жены всего 17 рублей. Хоть бы по рублю в день дали за отсидку, а то ничего, детишки теперь голодают и некому за ними присмотреть". ("Земщина", № 1264)

Арест конокрада

Крестьянин Иван Волынкин заявил, что у него со двора дома по Большой Конюшенной неизвестным злоумышленником была угнана лошадь с закладкою, стоящая 850 рублей, которая была оставлена им без присмотра.

Несколько часов спустя конокрад был задержан на одной из улиц Петербургской стороны во время продажи похищенной им лошади. Он оказался финляндским уроженцем Иоганном Пярзейнен, не имеющим определенных занятий и места жительства. ("Земщина", № 1264)


9 марта

Дело об убийстве доктора Греккера

Особое судебное присутствие с участием сословных представительств заслушало дело об убийстве ординатора больницы Святого Николая-Чудотворца доктора Греккера во время обхода больных.

На скамье подсудимых находился душевнобольной крестьянин Сизов, который находился в больнице после того, как, будучи учеником в шапочной мастерской, топором зарубил своего хозяина.

Врачи признали его невменяемым, однако со временем его состояние улучшилось и некоторые врачи высказывались в том смысле, что он психически здоров. Но Греккер прямо говорил: "непременно кого-нибудь пырнет ножом если выпустить". Его мнение стало известно Сизову, он раздобыл где-то остро отточенный сапожный нож, подкрался к врачу сзади и нанес ему два удара в область шеи.

В суде защитник Сизова обращал внимание на то ужасное состояние, в котором должен находиться молодой, чувствующий себя здоровым человек, запертый в сумасшедший дом.

Судебная палата приговорила его к 20 годам каторги. ("Земщина", № 1265)


10 марта

Допрос убийцы короля

Из Афин телеграфируют, что допрос Схинаса, продолжавшийся с небольшими перерывами почти всю ночь, привел к заключению, что соучастников у него, по-видимому, не было. Убийца, по мнению врачей, не сумасшедший, но дегенерат и неврастеник в последней степени.

Перед знакомыми, с которыми ему приходилось беседовать, он развивал социалистические идеи.

Спрошенный о цели убийства, он сказал, что ему, так как неврастенику, больше ничего не оставалось, как умереть, он хотел как можно дороже продать свою жизнь. В кармане у него нашли рукопись, оказавшуюся его автобиографией, с надписью: "Проклятые газеты не хотят печатать эту рукопись". ("Биржевые ведомости. Утренний выпуск", № 13440)

Раскаявшийся революционер

В Красноярском военно-окружном суде рассмотрено дело бывшего "президента" "красноярской республики" прапорщика запаса А.И. Кузьмина. Как уже сообщалось, этот убежденный революционер бежал за границу, но, попав на чужбину, оказавшись среди чуждых ему людей, начал вспоминать свое преступное прошлое и горько каяться. Не выдержав укоров совести, он вернулся в Россию, отдался в руки властей, попросив судить по всей строгости закона, не давая никакого снисхождения.

При первом рассмотрении дела суд принял во внимание его искреннее раскаяние и приговорил его вместо смертной казни к бессрочной каторге. По совершенно неведомым причинам военный прокурор остался этим приговором недоволен и подал протест. При повторном рассмотрении дела военный суд приговорил Кузьмина к смертной казни, но в силу Высочайшего манифеста об амнистии, приуроченной к 300-летию дома Романовых,  заменил ее каторжными работами на 20 лет. ("Земщина", № 1266)

Подготовила Анна Шубина

* даты даны по старому стилю